Замена шаровых опор
Шаровая опора — это важнейший элемент подвески, заменивший собой шкворневую конструкцию. Основное назначение шаровой опоры — соединение ступицы рычага подвески с управляемым колесом.
Количество шаровых опор может варьироваться в зависимости от конструкции подвески и особенностей вертикального перемещения колеса, исходя из его положения в горизонтальной плоскости. Что касается конструкции опоры, то это палец в виде конуса с наконечником сферической или грибообразной формы, который может вращаться с одновременным раскачиванием на незначительные углы в пределах корпуса опоры.
Корпус крепится к рычагу посредством болтов или запрессовывается в него. Разумеется, если применен последний метод, то производится не только замена шаровой опоры, но и рычага подвески. В последнее время зачастую используется именно неразборная конструкция (в ней после того, как палец установлен, корпус вальцуется). Для обеспечения незначительного усилия вращения вместо подшипника скольжения между корпусом и пальцем устанавливаются вкладыши.
Рассмотрим основные причины поломок опоры шаровой части подвески. В процессе эксплуатации автомобиля шаровые опоры принимают на себя основной удар и «все прелести» одной из основных двух российских бед – дорог, а точнее - их качества. Шаровые опоры держат значительную часть массы авто, а это - весьма солидные нагрузки. И выход из строя механизма шаровой опоры может сыграть злую шутку с автомобилем в дороге.
И иметь представление о состоянии шаровых опор – это вынужденная необходимость любого автолюбителя.
Как и все трущиеся поверхности, шаровые опоры подвержены износу, что характеризуется увеличением зазора между пальцем и корпусом. Вследствие этого палец совершает не только вращательные, но и поступательные движения, или попросту «болтается» в корпусе. При незначительном износе говорят, что колесо начинает «стучать». А вот чрезмерный износ может привести к тому, что при ударной нагрузке палец просто вырвет из корпуса. А результат – авария (автомобиль просто падает на дорогу), поскольку опора не в состоянии больше удержать колесо.
Рассмотрим причины, по которым происходит увеличение зазора:
- старение материалов, из которых изготовлена деталь в комплексе с естественным износом;
- повышение динамических нагрузок, вследствие езды на большой скорости по плохим дорогам;
- абразивный износ и коррозия, вследствие попадания воды и грязи из-за разрыва защитного чехла (пыльника);
- в шарнире отсутствует смазка (разумеется, если таковая предусмотрена).
Основными признаками износа шаровых опор являются:
- для управления рулевым колесом требуется большее усилие, и при повороте руля возникает скрип в передней части авто;
- неустойчивое движение по прямой, поскольку передние колеса виляют из стороны в сторону;
- шины изнашиваются неравномерно.